Для современного европейца свойственно неверное понимание того, кем были в действительности гейши. Познакомившись с культурой японцев в самом начале своих отношений с Японией и сравнив гейш с куртизанками, европейцы не пошли дальше этого в понимании гейш. На самом деле даже употребление слова «гейша» неверно. Термином «гей ся» в Киото обозначали людей искусства: музыкантов, танцоров и актеров. С развитием городской культуры, с усилением стремлений знати к роскоши появляются женщины-искусницы, в совершенстве владеющие искусством развлекать собеседника. Именно их со временем стали называть «гей ся», по-русски — гейша. Прежде всего нужно отметить, что гейши не оказывали сексуальных услуг своим клиентам. В их обязанности входило ведение официальных и полуофициальных вечеринок, развлечение гостей танцами, пением, игрой на музыкальных инструментах, а также тонкой и остроумной беседой. Для утоления более низменных желаний существовала каста дзёро, объединявшая представительниц одной из древнейших профессий и ничего общего не имевшая с гейшами. Яркое тому доказательство - кимоно гейши. Оно закрепляется очень сложным узлом сзади и завязать его, а тем более развязать без посторонней помощи крайне сложно. Это древняя традиция, отличающая гейшу от куртизанки, у которой кимоно завязывается простым узлом спереди, потому что ей приходится снимать его несколько раз в день. Немаловажно, что с момента появления профессии гейши, им было законодательно запрещено оказывать сексуальные услуги за деньги. То есть гейша могла отдаться мужчине, но только исключительно добровольно, по велению сердца и к профессии это никакого отношения не имело.
Считается, что эра расцвета гейш наступила в XIX в., когда они в буквальном смысле правили балом и становились любовницами императоров. В то же время были заложены и нормы поведения гейши, традиции и изучаемые ими искусства, которые сохранились неизменными и до нашего времени. Гейша пользуется почтением в обществе, является воплощением женственности. В круг ее обязанностей входит умение поддерживать и направлять беседу, владеть игрой на музыкальных инструментах, искусство каллиграфии и икебаны, а также умение вести чайную церемонию. Если это адаптировать к настоящему времени - можно сказать, что женщина-гейша должна обладать всеми навыками хорошей хозяйки, чтобы гости, посетившие ее дом не скучали.

Для того чтобы стать гейшей, необходимо долго учиться: процесс обучения занимал несколько лет. Как правило, гейшами становились девочки из бедных семей, проданные своими родителями тому или иному дому гейш — окейе. В таком случае обучение начиналось с момента вступления в окейю, но случалось, что у гейши рождалась девочка, которая шла по стопам своей матери: тогда обучение начиналось с трехлетнего возраста. Курс обучения в специализированных учебных заведениях включает в себя различные виды искусств, которыми должна владеть гейша: игра на музыкальных инструментах: японской лютне — сямисэне, — флейте «фуэ» и барабане «цудзуми»; традиционные виды пения, традиционный танец, искусство ведения чайной церемонии, искусство составления цветочных композиций — икэбана, поэзия, каллиграфия, живопись — то есть те виды искусств, которые позволят гейше в дальнейшем развлекать своих клиентов.
Достигнув определенного уровня в искусствах, девочка была готова начать профессиональную карьеру. Вначале ее везде сопровождала старшая сестра, знакомившая ее со своими клиентами, владельцами чайных домов, парикмахерами, продавцами косметики и галантереи и т. п., и разными способами способствовала развитию ее карьеры. Начинающая гейша называлась «мэйко», что значит «ученица». По достижении совершеннолетия она, в случае утраты девственности, становилась полноправной гейшей, но отношения со своей сестрой сохраняла до конца жизни. Набравшись опыта, она могла и сама взять подопечную. Отношение к девственности в культуре гейш было очень трепетным. Девицы, обучающиеся искусству быть гейшей, понятия не имели об интимной стороне отношений с мужчинами. Главным достоинством мэйко как раз и была ее невинность, а право первой ночи ценилось очень высоко. Мужчины покупали это право, что приносило немало денег окейе. Затем гейши строго следили за своей репутацией, стараясь любыми способами ее сохранить. Это было важно и для популярности гейши, а также для того, чтобы обзавестись «данна» — покровителем. Как правило, это были чисто коммерческие отношения: гейша дарила мужчине свидания наедине, а тот должен был оплачивать полностью или частично, в зависимости от своего финансового состояния, многочисленные расходы своей любовницы. Это было выгодно и для гейши, и для ее окейи, и чрезвычайно льстило мужчине. Чем более популярна была гейша, тем больше предложений она получала, тем более дорогие наряды могла она себе позволить и тем самым лишь увеличивать свою популярность. В конечном итоге гейша не только обладала различными талантами, но и сама была своеобразным произведением искусства. Это подчеркивается ее нарядами, ее макияжем, напоминающим театральную маску, ее прической, ее неестественной манерой ходить и т. п. Гейши творили красоту своим присутствием, и именно поэтому их так высоко ценили.

Уклад жизни гейш и куртизанок был чётко расписан: бо́льшую часть своего времени они проводили в городских районах, называемых ханамати (дословно с японского «мир цветов и ив»). Труд гейши в основном проходил в чайных домах, где гейша выступала хозяйкой вечера, развлекая гостей. Гейша должна направлять беседу и способствовать весёлому времяпрепровождению своих гостей, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя при этом своё достоинство. Важными профессиональными качествами гейши как тамады являлись умение заинтересовать клиентов, позволяя им расслабиться, забыв о работе, а также навык хранить тайны клиентов. Ученицам и гейшам предписывалось для этого при каждой встрече здороваться с клиентом, даже если он был на предыдущем банкете с этой же гейшей. Кроме того, гейшу можно было нанять для посещения спектакля, прогулки или совместного похода в ресторан. Клиент может выбрать, должна ли гейша прийти в полном облачении с макияжем или же в простом кимоно.
Заработок гейши в чайном доме обычно составляет фиксированная почасовая плата за её труд. Подсчёт времени вели с помощью ароматических палочек, сгоравших за определённое время. Когда гейша собиралась уходить с вечеринки, хозяйка подсчитывала огарки от палочек и вписывала их в счёт человека, который пригласил гейшу. Кроме того, гейши получали своеобразные чаевые, называемые «цветочными деньгами», и многочисленные подарки.
Наиболее талантливые и успешные гейши демонстрировали своё умение играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать на периодически проводимых фестивалях, участвовть в спектаклях, открытых для широкой публики.

Внешний вид работниц Карюкай всегда был строго регламентирован: для каждой профессии были прописаны свои правила, которые отличались от профессионального статуса, сезона и церемонии, на которой работница будет присутствовать.
Различия в одежде, макияже и украшениях между гейшей и майко очень большие, что связано с тем, что гейша должна привлекать к себе внимание своими умениями, в то время как мэйко – внешним видом, чтобы набрать клиентуру и показать свое мастерство.
Главное отличие заключено в одежде. Молодые мэйко всегда были одеты в более яркие по цветовой гамме кимоно, в то время как опытные гейши одевались в более дорогие, но менее цветастые по гамме кимоно. У кимоно мэйко с длинными руками, оби ученицы всегда свисает до половины длины или до полной длины кимоно, а воротнички кимоно красные или расшитые ярко красными нитями, постепенно с повышением опыта, воротничок становится более бледным, и, становясь гейшей, девушка начинает носить только белый воротничок. Обувь гейши и мэйко также отличается: ученицы носят коппори – своего рода сандалии на высокой деревянной платформе с небольшими колокольчиками, которые издают приятный звук во время движения.
Макияж гейши и мэйко также отличается. Макияж ученицы более яркий, однако, в обоих случаях макияж состоит из белых белил и красной помады, только у майко макияж более броский. У мэйко белила наносятся на лицо и шею, оставляя две полосы «открытой» кожи, известный как «эри-аси». Прически учениц и гейш тоже отличаются: мэйко носят высокие прически, которые они делают из собственных волос, в то время как гейши чаще носят парики. Различные прически создаются в различные периоды жизни мэйко и гейши, и кроме самой прически отличаются и украшения для волос. Причёски гейш и мэйко немыслимы без разнообразных гребней и булавок. Чем неопытнее девушка, тем больше украшений носят в причёске.
Основные украшения:
● Куси — гребень, деревянный или из панциря черепахи, также может быть лаковым или пластиковым, часто расписан сверху, хотя узор может спускаться и на зубцы. Майко носят «ханакуси» — гребень, на который сверху прикреплены искусственные цветы.
● Бира-бира — шпильки с длинными металлическими нитями, издающими приятный звон. Иногда украшены колокольчиками.
● Тама-кандзаси — шпильки, украшенные шариком из драгоценного камня.
● Оги  — алюминиевые шпильки в форме веера, с которых свисают тоненькие металлические пластинки
● Хана-кандзаси — кандзаси (шпильки) с шёлковыми цветами и нитками, на которые насажены мелкие шёлковые цветочки, свисающие примерно на двадцать сантиметров. Одна хана-кандзаси может стоить дороже кимоно, так как работа по их созданию очень кропотливая.

Украшения в волосах, как и рисунок кимоно, обязательно должны соответствовать сезону года.
Календарь кандзаси:
● Январь: основной мотив января — сётикубай (сосна, бамбук и слива). На Новый год, отмечающийся в киотоских ханамати 15-го января, майко и гейши надевают кандзаси с рисовыми колосками и голубем без глаз: майко вставляют это кандзаси в правую сторону причёски, а гейши — в левую. Один глаз голубю рисует сама гейша, загадывая любовное желание, а второй должен нарисовать клиент, у которого в прошлом году желание уже сбылось.
● Февраль: в начале февраля — цветы сливы и бабочки, в конце — нарциссы. В канун Сэцубуна (обакэ) надеваются два особых вида кандзаси: украшенные шариками кусудама (необычный бумажный шар) и бумажные вертушки. Редко, но встречаются камелии.
● Март: бабочки, нарциссы, персики, древесные пионы.
● Апрель: сакура.
● Май: глициния, ирисы.
● Июнь: плакучая ива, гвоздика, гортензия.
● Июль: круглые веера «утива».
● Август: мискант «сусуки» (колоски особого вида ячменя), ипомея.
● Сентябрь: китайский колокольчик, леспедеца (хаги (яп. 萩?, lespedeza bicolor)).
● Октябрь: хризантема.
● Ноябрь: листья клёна и гинкго.
● Декабрь: «манэки-кандзаси», украшенные сосной и мотибана, с маленькими бумажными «табличками», на которых расписываются актёры Кабуки.

Источник, Источник, Источник